В Иране до сих пор живут 2 миллиона кочевников разных этнических групп, которые ведут привычный для себя кочевой образ жизни. В современных реалиях нашей жизни человеком из суетливого города это воспринимается как некий архаизм. Но именно это и сохранившийся до сих пор уклад жизни и традиции так привлекают нас, путешественников.
О поездке к кочевникам я договаривалась с девушкой, чьи контакты нашла в сети. Я ей описала наши пожелания плюс огромное желание увидеть свабьду, если такое будет возможно в наш приезд. На троих с ночевкой и питанием получилось 190 долларов. В то время как местная турфирма предлагала мне тоже самое за 600. Согласитесь, разница огромная. Правда, ребенка мы в итоге не стали брать, он с бОльшим удовольствием остался в городе отдохнуть он нашего быстрого темпа поездки. А мы отправились к кочевникам-скотоводам вдвоем с мужем.
Куда именно мы поедем из Шираза, я не знала до встречи с нашим гидом Бахманом. Сначала мы хотели ехать к кашкаям на север, но ночи на севере еще были холодные. Поэтому решено было вести нас на юг. А еще Бахман заговорщицки подмигнул нам, мол, нас ждет сюрприз.
В этой долине остановились 25 семей кочевников. Шатры раскинуты на большом расстоянии друг от друга, так что толпы не наблюдается. Каждые полгода они перемещаются с юга на север и с севера на юг в межсезонье в поисках лучшей погоды и лучших пастбищ для коз.
Так как электричества нет, у кочевников нет и всех тех вещей, к которым мы привыкли в этой жизни. Так, Бахман показывает, что используют кочевники вместо холодильников, чтобы хранить молочные продукты.
Семья, у которой мы останавливаемся, имеет поголовье коз в 345 голов. Каждый день нужно «обслужить» такое количество скота: покормить молодняк, подоить коз, вскипятить молоко, разлить готовый йогурт по бурдюкам для себя и по бидонам для продажи.
Крыша-тент, где происходит вся жизнь «в доме», — шерстяная, причем весит она ни много ни мало, 45 кг. Во время дождя она, несмотря на крупную вязку, не протекает, но активно впитывает влагу и может весить уже до 150 кг.
И ей обязательно помогает ее младшая дочка Цайде. Вообще у Тарун 7 детей, старшие уже вырости и уехали на заработки в деревню, а младшие _ сын и дочка живут с отцом и матерью и помогают.
Сельская школа для кочевников — недалеко, в той же долине и учиться все равно надо, даже если дома полно работы…
Именно здесь нам накрыли обед из козьего йогурта, риса с шафраном и жареной козлятины. Надо сказать, еда была домашняя и очень вкусная. Я первый раз ела козий йогурт. Очень вкусно, хотя характерный привкус немножко чувствуется.
Я попросила Тарун немножко попозировать. Здесь, куда мы приехали, не бутафорская деревня, и натурально хизнь кочевников без прикрас.
Я так и не узнала, сколько лет Тарун. Но она очень бойкая, с высушенной ветром и солнцем кожей. Настоящая кочевница.
Интересно происходит процесс дойки коз. Сначала их всех загоняют в загон, Тарун и её муж садяться за дойку по бокам ворот, а сын становится по центру ворот и выпускает козлов и уже подоенных коз. Если кто проскользнет неподоенный, будет с улюлюканьем возвращен на место.
А здесь — уже в свадебном платье. То есть оказалось, все мы приглашены на свадьбу кочевников! ВОт что имел ввиду Бахман, когда говорил нам о сюрпризе.
Свадьба начинается с наступлением темноты. Ну по крайней мере, для тех пятисот гостей, которые на нее приглашены. Саму церемонию мы не видели, и едательную часть пропустили. В это время мы сначала подождали в доме одного из сыновей Тарун, потом поели в доме другого сына рядом с тем местом, где проходила свадьба.
Как я поняла, на свадьбе было три основных одновременно действующих зоны. Две мужские — для игры и для танцев — и одна женская для танцев. Сначала мы попали на игру с палками. Мне кажется из женщин я там была одна. Ну надо сказать, что из иностранцев на свадьбе были только мы. Почувствуй себя свадебным генералом
Игра с палками — командная мужская игра. Смысл игры — попасть противнику метровой палкой по ноге от щиколотки до колена, находясь на метровом расстоянии от него, когда противник защищается такой же палкой. Одновременно играют два члена из разных команд. Удару предшествует легкая разминка в ритме танца. Смотрится это красиво. Мне пришло в голову сравнение с капоэйрой.
Через пятнадцать минут просмотра этого действа, проходящего под стук барабанов и звуки трубы, начинаешь замечать детали: кто-то мухлюет, кто-то боится, кто-то постоянно промазывает. Бахман говорит, что иногда даже ноги ломали в этой игре, настолько сильным может быть удар.
Чуть позже, как раз когда прибыла машина с невестой, нас отвели на женскую половину. Правда, мужа и гида оттуда быстро попросили, и снимать там запретили, но нам удалось сделать несколько кадров.
Невесту привозят на авто, потом она в плаще с капюшоном идет на сцену, где снимает плащ и начинает танцевать. В это время другие женщины в ярких нарядах встречают ее плясками, у каждой танцовщицы в руках яркий трехцветный платок. Кроме того, по периметру импровизированной залы на свежем воздухе сидели просто женщины-гости.
Когда мужчины ушли, я осталась одна. Через некоторое время ко мне подошла Тарун и поманила за собой. И я оказалась практически в партере: на ковре в первом ряду перед сценой.
В это время женщины как раз начали водить огромный хоровод, в голове которого была невеста. Иногда они окружали ее, иногда выпускали из круга. Хоровод то уменьшался в диаметре, когда танцоры ступали чуть вглубь круга, то расширялся, когда они делали шаг из круга. Но по большей мере он постоянно расширялся, так что скоро первым рядам, да и вторым, пришлось несколько потесниться.
Я еще видела, как приходил жених и танцевал с невестой. Жених был в такого же бирюзового цвета рубашке, как и платье невесты. Кроме того, платье невесты еще было расшито различными украшениями. Здесь стоит сказать, что все наряды на свадьбу, я имею ввиду гостей, девушки шьют сами в основном. И каждое платье — это просто произведение искусств с вышивкой, вставными бусинами, зеркальными элементами и пайетками.
В итоге время шло уже к часу ночи и мы жутко устали: программа у нас была итак очень насыщенная до этой поездки. Так что Бахман нас отвел в дом первого сына Тарун. Там нам дали матрасы, подушки и одеяла, мы переоделись и легли спать. Я еще некоторое время слышала шум от свадьбы, но вскоре провалилась в сон.
И я скажу Вам напоследок: эту поездку к кочевникам я не забуду. Окунуться в жизнь, которую ведут кочевники испокон веков и посмотреть нга их свадьбу — бесценно.